Византийский Ковчег | Московские предвестники несчастья (часть первая)
Но тише!
Ветром утренним пахнуло. Потороплюсь...

У. Шекспир

Призрак, привидение — это воображаемое, кажущееся бесплотным существо, явление духа или души, как некоторой тени. Самое греческое слово pgantasma показывает, что это не настоящая действительность, а действие возбуждённой фантазии. Издревле существовало общее народное верование, что души умерших людей являются по временам как тени и бывают видимы людьми.

А московские привидения это ещё и настоящие предвестники несчастья: предвестники гибели известных людей, техногенных катастроф, военных конфликтов, террористических актов.

Подобного рода формулировки мы обнаружим в любой энциклопедии.

* * *

Кузнецкий Мост.jpg

Кузнецкий Мост.

Лет сто назад он был наимоднейшей московской улицей: суетились модистки, громыхали экипажи и проматывали наследство отпрыски богатых семейств. Проигравших бедолаг по ночам на Кузнецком «подбирал» серый экипаж. Больше пассажиров никто не видел.

Пошаливает здесь и француженка Жужу, любовница одного из столичных миллионеров. Барышню сбила пролётка, когда она бросилась через проезжую часть за газетой с сообщением о смерти любимого. В полночь на Кузнецкий журналистам путь заказан, а стоит «барышне» появиться до полуночи — журналисты, жди беды!

* * *

Мясницкая дом 17

Мясницкая, дом 17.

Когда-то на месте нынешнего унылого «делового дома» стоял невзрачный домик супругов Кусовниковых, сделавших состояние на торговле хлебом. Кусовниковы славились непомерным скупердяйством: жили более чем скромно, гостей не принимали, дом не ремонтировали, денег, кроме как на еду, не тратили. Всё — в кубышку.

И жадность их эта довела до могилы. Собираясь в дальнее имение, супруги запрятали сокровище в тайник, скрытый в стене их спальни. И надо же, случилось несчастье: в соседнем доме вспыхнул пожар, пока ждали брандмейстеров, огонь перекинулся на дом Кусовниковых, всё сгорело дотла.

От скорбных вестей из Москвы супруга сразу скончалась, а супруг с тех пор нашёптывает прохожим: «Ох, денежки мои, денежки!»

Последний раз его видели в августе 1991-го, накануне дефолта. А следующий раз когда?

* * *

На углу Сретенки и Даева переулка

На углу Сретенки и Даева переулка,

на стене углового дома, временами появляется сырое пятно, которое разрастается и становится похожим на великана. Местные жители уверяют, что чёрная тень сходит со стены и отправляется бродить по старой Москве, пугая милицейские патрули. В архивах сохранилась докладная записка двух милиционеров, которые в 1922-м, повстречав призрака, открыли по нему огонь из табельного оружия на поражение.

С тех пор увидеть призрак углового дома — к громкому уголовному преступлению.