Византийский Ковчег | Записки фантастического натуралиста. Летучие рыбы

Записки фантастического натуралиста. Летучие рыбы

1082
6 РјРёРЅСѓС‚

Книга Тура Хейердала «Путешествие на “Кон-Тики”» в детстве была среди самых мною любимых. Я понимал, конечно, что оказаться на бальзовом плоту мне никогда не удастся, но очень уж хотелось увидать безграничный океан и его таинственных обитателей — летучих рыб, к примеру. Не выпрыгивающих из воды, как обские рыбёшки, а умеющих, подобно птицам, летать над волнами.

И вот в самом конце 1984 года эта мечта сбылась: повидал я и океанские волны — от самых маленьких до превышающих размерами многоэтажный дом, — и так привлекавших меня летучих рыб. Они, как и в книге Хейердала, спасаясь от жадных золотых макрелей, стремительно разлетались в разные стороны, ярко сверкая серебром чешуи. Вот только происходило это действо достаточно далеко от нашего океанского теплохода…
Зато у берегов Вьетнама мне удалось разглядеть этих летунов получше. К пляжам Нячанга «летучки» подходят нечасто, но стоит углубиться в проливы, отделяющие друг от друга Южные острова, и они одна за другой начинают выпрыгивать прямо из-под борта катера. Размером эти летучие рыбы с небольшую селёдку (да и формой тела напоминают её), зато их передние плавники выросли до невероятных размеров — настоящие крылья. Летуны легко изменяют направление полёта: согнули туловище, повернули голову, вильнули хвостом — и уходят в сторону от первоначального маршрута.
Многие пытаются сфотографировать шустрых летучих рыб, я тоже попробовал и признаюсь честно: такого количества снимков однообразно-скучных волн делать прежде мне не доводилось…

Правда, хорошо рассмотреть «летучек» вне полёта мне удалось и в период первого с ними знакомства — в Филиппинском море. Дело в том, что ночью их привлекает электрический свет. В пятне от лампы хорошо видно, как эти «крылатые селёдки» выстраиваются звеньями: одна впереди, две чуть в отдалении — на одной линии. Ни дать, ни взять — маленькие самолётики.

Но ещё больше любили свет другие летучие рыбы — размером они поменьше, и в своеобразные крылышки у них превратились не только передние плавники, но и задние. Поэтому напоминали они мне бабочек, да и стремились к электрической лампе, словно настоящие бабочки, — собьются в стайку и обо всём забывают, хоть сачком их черпай…
Впрочем, свет привлекал не только рыб. Вышел я как-то ночью покурить на палубу и вдруг с удивлением заметил, что недалеко от борта стали появляться один за другим кальмары. И мелкие — с ладошку, и побольше — с локоть. А потом из водных глубин поднялось этакое… брёвнышко. Видимая часть головоногого была метра полтора, окрашен он был в какой-то отталкивающе-розовый цвет, а огромные чёрные глаза, казалось, мрачно следили за мной. Не сулил этот взгляд ничего хорошего.
Я прикинул: хвоста твари не видно, так что можно предположить, что длиной кальмар в пару метров, да плюс его щупальца… Вроде бы, не дотянется он до палубы. Но кто даст гарантию, что под бортом не укрывается его более габаритный родственник?..
В общем, расхотелось мне курить, отбросил я окурок и решительно направился в недра корабля, поближе к барам, ресторанам и каютам.

© Пищенко В.И., текст, 2020